Как отказать покупателю без рецепта?
В самом разгаре сезон простуд. В аптеки все чаще стали заходить покупатели, которые хотят приобрести антибиотики и другие лекарственные средства без рецепта. Кто-то по незнанию, кто-то по привычке, кто-то в надежде, что получится разжалобить первостольника и купить препарат, минуя кабинет врача…
За продажу лекарственных средств, которые должны отпускаться по рецептурному бланку, без рецепта, налагаются штрафы: от пяти тысяч тысяч рублей. Для товаров из списка ПКУ штрафы больше.Однако, многие покупатели действительно не в курсе, что примерно половина их домашней аптечки – это рецептурные препараты, и об изменениях в законодательстве многие не знают.
Но фармацевтам от этого не легче – приходится отказывать в продаже рецептурных препаратов, если рецепта нет. Ситуация усугубляется тем, что посетители часто приходят в аптеку с плохим настроением, так как болеют сами и, соответственно, плохо себя чувствуют, либо болеет близкий человек.
Как избежать конфликта и не потерять покупателя?
1. Профилактика
Порой обычная табличка с предупреждением может творить чудеса. Прочитав объявление с ссылкой на нормы закона и размеры штрафов для аптеки, часть покупателей может отказаться от идеи уговорить первостольника нарушить законодательство.
2. Спокойствие
Трудно сдержать раздражение, когда десятый человек за смену пытается приобрести антибиотик без рецепта, но все-таки лучше сохранять нейтральное выражение лица. Просто выслушайте человека и вежливо ответьте, например, так: «Данный препарат отпускается только по рецепту». Можно добавить: «Извините», это покажет ваше сочувствие покупателю.
Как правило, безотказно работает ссылка на внешние обстоятельства, например:
- в аптеке установлены камеры, все действия и разговоры первостольника записываются
- за продажу такого препарата без рецепта – штраф на первостольника лично или устранение от работы
- контроль всех продаж рецептурных ЛС с обязательным предъявлением оригинала или скана рецепта
3. Может заменить?
Покупатели аптеки – не фармацевты, они могут банально ошибиться или не знать, что привычное для них лекарство изменило свой рецептурный статус.
4. Не давайте мнимую надежду
Если вы планируете отказать и не видите вариантов для замены, делайте это на первых минутах общения. Нет смысла уточнять дозировку и другие параметры. Конечно, если покупатель хочет узнать стоимость препарата, это его право, но самостоятельно уводить диалог в сторону, которая по мнению покупателя ведет к реализации, не стоит.
5. Помните, что скоро это закончится
Сейчас идет переходный период, когда и аптеки, и их посетители, и врачи привыкают к новым требованиям. Скоро необходимость предъявить рецепт для «обычных» ЛС станет покупателям такой же привычной, как невозможность приобрести без рецепта этиловый спирт.
По вопросу ведения учета в аптеке, звоните: +7(499) 490-43-16