Введение маркировки поможет улучшить ситуацию на рынке БАДов - ЛР-Автоматизация
+7 499 490 43 16
Заказать звонок
Автоматизация аптек
Аптечных сетей
Салонов оптики

Введение маркировки поможет улучшить ситуацию на рынке БАДов

Введение маркировки поможет улучшить ситуацию на рынке БАДов
Введение маркировки поможет улучшить ситуацию на рынке БАДов 01.11.2023

Введение маркировки поможет улучшить ситуацию на рынке БАДов

Во время пандемии COVID отношение россиян к биологически активным добавкам (БАД) — препаратам для оздоровления организма — стало серьезно меняться.

Появилось много исследований, подтвердивших, что недостаток витамина D и цинка в организме отрицательно сказывается на результатах лечения. БАДы (в их число входят и витамины) люди применяют все чаще, в том числе, на постоянной основе и без рекомендаций врача. Повышенный спрос спровоцировал ожидаемо увеличил долю контрафакта — в маркет-плейсах, по оценкам специалистов, едва ли не каждая вторая упаковка — нелегальная.

Ввести продажу БАДов в легальное русло и защитить покупателей от подделок решено с помощью обязательной маркировки. В мае 2021 года был проведен пилотный проект, а с 1 октября новый порядок стал обязательным для всех игроков рынка.

За последнее пятилетие рынок БАДов ежегодно показывал стабильный рост — около 20% ежегодно. По итогам прошлого года, по данным главы «Союза производителей БАД» Александра Жесткова, в России по всем каналам было продано добавок на 120 млрд рублей. Получается, что «средний» житель России, включая младенцев и стариков, за год принимает таких добавок чуть меньше, чем на одну тысячу рублей. В этом году, по прогнозам специалистов, объем рынка вырастет на 15%.

Специалисты объясняют такую популярность добавок тем, что россияне стали больше внимания уделять своему здоровью и обращать внимание на необходимость регулярно поддерживать организм витаминами и нутриентами. «Пандемия заметно поменяла отношение россиян к БАДам, они стали больше доверять таким продуктам, в том числе, и потому, что появился тренд на превентивную медицину, направленную на сохранение здоровья и профилактику, то есть предотвращение развития хронических заболевания», — считает исполнительный директор Ассоциации индустрии товаров для здоровья, руководитель национальной фармацевтической палаты Елена Неволина.

Эксперт привела результаты недавнего опроса 200 тыс. россиян: сейчас уже 81% людей убежден в пользе биодобавок. Более половины участников опроса сообщили, что готовы тратить из семейного бюджета на БАД до 3 тысяч рублей в месяц. «Это существенный уровень потребления», — подчеркнула Неволина.

Кроме того, более половины участников опроса (53%) сказали, что предпочитают покупать биодобавки в аптеках, несмотря на популярность интернет-торговли, где БАДы можно купить существенно дешевле. «Это показывает, что люди относятся к витаминам и другим биодобавкам как к важным товарам для здоровья», — отметила Неволина.

В аптеках существует жесткий входной контроль (как и контроль со стороны регуляторов и за работой самих аптек), поэтому контрафактных БАДов там нет.

«Когда аптеки проверяют, их могут наказать даже за то, что БАДы выставлены на витрине рядом с лекарственными средствами. Поскольку БАДы не относятся к лекарственным средствам, такое соседство расценивается как вводящее потребителя в заблуждение», — рассказала Елена Неволина.

Но в отличие от лекарств, БАДы продаются через множество каналов. И через интернет-торговлю напороться на «левый» продукт легко. До половины продукции, представленной на маркет-плейсах, имеют неясное происхождение, — отметили участники «круглого стола».

«Новые правила розничной торговли, упрощение правил обращения биодобавок, продажа этой продукции через интернет-магазины и маркетплейсы усугубила ситуацию. По данным исследования Центра стратегических разработок, каждая третья проверенная биодобавка содержала повышенную дозировку действующих элементов, каждая четвертая не проходила регистрацию, в каждой пятой содержались опасные вещества, запрещенные техническим регламентом ЕАЭС. Это стало ключевой предпосылкой для разработки и внедрения проекта по обязательной маркировке БАД», — представитель Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) (оператора маркировки «Честный знак») Любовь Андреева.

«Требование о маркировке биодобавок вступило в силу с 1 октября 2023 года. Предусмотрено поэтапное ее внедрение, причем непромаркированная продукция, произведенная до этой даты и уже поступившая в продажу, изыматься не будет — чтобы не допустить дефицита. Она уйдет с рынка естественным путем. При этом уже видны первые результаты внедрения цифровой маркировки за прошедший месяц», — отметила Любовь Андреева.

Она сообщила, что сейчас в системе «Честный знак» регистрируются все новые и новые производители, они начали подавать отчетность в налоговые органы и Росстат, то есть рынок выходит из серой зоны.

«Сейчас в системе „Честный знак“ зарегистрировалось более 11 тысяч участников оборота, в том числе 899 производителей и 783 импортера. В Новосибирской области промаркировано уже 31% от общей доли БАДов, следом идет Москва — 23%, Алтайский край — 20% и Санкт-Петербург — 12%», — привела данные Любовь Андреева.

Много вопросов на «круглом столе» задавалось по поводу ожидаемого подорожания БАД. Но если цены и вырастут, то, скорее, из-за скачков в курсе валют и общей инфляции. А маркировка заметно на себестоимость продукции не влияет, — сообщил глава компании «Солгар» в России и СНГ Хакан Эртюрк.

Эта компания принимала участие в двухлетнем эксперименте по маркировке БАД, пилот проводился в течение двух лет до введения всеобщего порядка. По мнению Эртюрка, маркировка защищает не только потребителей, но и производителей — от попыток подделать популярные БАДы и продавать их по демпинговым ценам.

«Мы наблюдаем глобальный рост рынка БАДов. По разным оценкам, за следующие 10 лет он увеличится в мире до 600 млрд — 1 трлн долларов, — сообщил Хакан Эртюрк. — Конечно, этот рынок нельзя оставлять вне контроля — ведь речь идет о товарах, которые напрямую влияют на здоровье людей. Наша компания принципиально не продает наши продукты на маркет-плейсах, мы работаем только с аптеками. Когда стало известно об эксперименте с введением маркировки, мы вошли в пилотный проект и участвовали во всех обсуждениях технологических решений. Это не потребовало существенных изменений в работе. Что касается вопроса о росте стоимости продукции в связи с введением обязательной маркировки — существенных изменений не произойдет. БАДы — высокомаржинальный продукт, и есть возможность ввести маркировку без увеличения отпускных цен. Во всяком случае, на стоимости нашей продукции это точно не отразится».

С введением маркировки ситуация на рынке БАДов станет более здоровой — с него уйдет нелегальные поставщики, соответственно, уменьшится недобросовестная конкуренция и станет проще работать компаниям, соблюдающим законодательство, — считает Елена Неволина.

Ежегодный прирост выручки легальных производителей вырастет до 5,4 млрд рублей, а объем дополнительных поступлений в государственный бюджет — на 2 млрд в год, считают представители «Честного знака». Полностью переход на новую систему завершится к 1 сентября 2025 года — тогда будет прослеживаться каждая упаковка БАДов, начиная с выпуска на производственной линии и заканчивая продажей в аптеке.


По вопросу ведения учета БАДов, звоните: +7(499) 490-43-16


Источник


Возврат к списку